Фонтанная площадь Пущино




Автор текста: Мария Трошина
Уже на раннем этапе проектирования города Пущино, в 1956 году, в первом генплане, возникла идея нескольких последовательно сменяющих друг друга пространств, соединивших город по оси север-юг – широкие партеры располагались на террасах, последовательно спускающихся к смотровой площадке на высоком берегу реки Оки. Большинство институтов еще не были построены, а некоторые даже не были спроектированы, когда началось строительство этой парадной оси.
И началось оно с фонтана. Идея фонтана как парадного пространства была заложена еще в первом плане города, однако, к моменту начала строительства города, которое случилось только в начале 1960-х и произошла корректировка генплана, представление о парадных пространствах несколько поменялось. В генплане 1956 года мы видим классические партеры с цветниками и симметричной разбивкой газонов, сменяющие друг друга, согласно террасному расположению города, которые исполнены в парадигме скорее сталинской архитектуры. В новом генплане акценты сместились, жесткая симметрия смягчилась, и хотя ось, идущая к реке, осталась, на смену дворцовому характеру парка с зарегулированной посадкой деревьев и разбивкой цветников пришло новое понимание пространства – модернистское.
В середине 1960-х в городе началось строительство корпуса Института Белка, перед блоком общего назначения которого – он же административный корпус – была разбита площадь, открывающая череду парадных пространств и служившая отправной точкой луча, «стреляющего» с юга на север. По проекту ниже площади, в ярусе Зеленой зоны должен был располагаться фонтан с прилегающим к нему с востока открытым пространством.
Контролировать строительство фонтана было поручено одному из руководителей Пущинского научного центра биологических исследований Александру Николаевичу Черкашину. Проект разрабатывался в мастерской №9 ГИПРОНИИ АН, которая занималась исключительно проектированием Пущино. На тот момент в ее состав входили – Архипов и Л.Г. Крупская, которые работали непосредственно в городе. Из Москвы руководство осуществлялось В.М. Коганом - автором нового генплана города и блока общего назначения института Белка.
Согласно замыслу зеркало прямоугольного фонтана занимало достаточно большую площадь – 30х80 м: вместе с окружающей его площадью он растянулся практически на всю ширину Зеленой зоны. Один из вариантов проекта предполагал создание по центральной оси фонтана дорожки из приподнятых выше воды камней – она позволила бы «переходить» водную гладь в поперечном направлении и служила бы продолжением центрального бульвара Зеленой зоны.
Но от этой идеи, как и от собственно создания пешеходного променада, отказались: было важно сохранить зеркальную гладь воды, отражающую небо и деревья, целостной.
Учитывая биологическую направленность города большое внимание уделили зеленому окружению. К этому моменту в городе при участии самого Николая Цицина уже был открыт филиал Ботанического сада Академии наук, и лучшие советские ученые привлекались к решению вопросов озеленения академического городка, так как до появления города здесь по полям гулял ветер и никаких деревьев не было. Посадки осуществлялись сотрудниками научного центра на специально организованных субботниках, что в немалой степени способствовало тому, что жители молодого города уже на стадии строительства относились к фонтану как к большой ценности. Для украшения зоны вокруг фонтана были закуплены голубые ели, и по личной инициативе Николая Черкашина был посажен круг из 14 берез. Этот круг берез стал своеобразным памятником – живым и очень «биологическим» – Научному центру биологических исследований, как академическому городку, и как городу, где родилась идея Экополиса.
Рядом с фонтаном с восточной стороны планировалось построить Музей науки, под который было зарезервировано место, а ниже, через дорогу – Дворец Науки.
В 1970-х – 1980-х, когда фонтан уже вовсю радовал жителей, происходили корректировки генплана. Ни одно из запланированных зданий так и не было реализовано, но, как известно, «свято место пусто не бывает», поэтому с восточной стороны фонтана возник розарий: уютное пространство с клумбами и разными цветущими кустарниками – вейгелой, розами и другими растениями.
Фонтан всегда притягивал жителей города – и даже когда его струи не били вверх, а их было всего три, фонтан жил своей жизнью: здесь устраивали гонки кораблей, созданных в модельном городском кружке, проводили джазовые фестивали, собирали городские праздники. После появления розария место стало еще более притягательным для прогулок.
В 1990-е годы территория постепенно деградировала: начались проблемы с работой фонтана, без должного ухода он заиливался, была нарушена гидроизоляция, облицовка облетала, а розарий зарастал сорными травами. В 2000-е один из глав города предпринял усилия по восстановлению струй, проведя новую систему, однако это помогло ненадолго. Уже тогда стало ясно, что требуются более капитальные вложения для того, чтобы восстановить территорию.
В надежде на возрождение
Окончательно фонтан перестал работать в начале 2010-х. Все начало меняться в 2018 году, когда инициативная группа пущинцев решила сделать то, что им было по силам – своими руками восстановить розарий. Они очистили всю территорию от поросли, восстановили посадки вейгелы и парковых роз, покосили, посадили многолетники, установили лавочки и урны. Инициатива по восстановлению розария не осталась незамеченной на уровне правительства области и получила премию губернатора.

В городе идея восстановления розария была горячо поддержана и все захотели большего – вернуть городу фонтан, для чего было записано видеообращение к губернатору Московской области. Практически сразу, в 2019 году, фонтан внесли в список перспективного городского благоустройства и губернаторскую программу «Формирование комфортной городской среды»; началась разработка проекта.
По стандартам проектирования благоустройства городских территорий одним из его этапов является соучаствующее проектирование. Конкурс на проектирование выиграла достаточно молодая команда "Маякворкшоп", возглавляемую архитектором Олегом Распоповым.
Первый проект, представленный на обсуждениях, достаточно сильно менял историческую концепцию как самого фонтана, так и его окружения. В процессе дискуссии жители дали понять, что они не против нового, но для них важно, чтобы обновленное пространство было максимально приближенно к историческому. К следующему обсуждению горожане подготовились основательно: архитекторы изучили историю места и прониклись ею, изменив несколько моментов в концепции, а группа молодых архитекторов из Пущино представила собственное видение будущего места. В конце бурных дебатов было решено "поженить" две концепции - предлагаемую бюро "Маякворкшоп" и импровизированным пущинским бюро. Администрация города поддержала эту идею и возник вариант проекта, максимально приближенный к историческому, но учитывающий новые реалии, в том числе и требования к благоустройству.
В начале июня этого года состоялось торжественное открытие Фонтанной площади Пущино, и сегодня можно своими глазами оценить ту работу и результаты непростого процесса соучаствующего проектирования, в котором сталкиваются интересы горожан и творческие амбиции архитекторов- проектировщиков, а также финансовые возможности бюджета, отпущенного на проект.
В целом, поддерживая исторический стиль фонтана, архитекторы сохранили конфигурацию плана и предложили геометричные формы объемов и , введя несколько новых элементов, требуемых при благоустройстве городских территорий.
Зеркало фонтана осталось прежним- 30х80 м: это был очень важный момент, который влиял на финансовую сторону вопроса как в реализации, так и в дальнейшей эксплуатации, за который потом бились архитекторы "Маякворкшоп" уже на стадии рабочего проектирования. Вдобавок к самому большому в Московской области зеркалу добавился невероятный каскад струй - 268 (или сколько там), с подсветкой и меняющимися режимами работы, ставший еще одной "фишкой" места. Облицовка фонтана выполнена из архитектурного бетона, который очень хорошо подходит "модернистскому" характеру фонтана.Территория вокруг была максимально сохранена - особо любимые горожанами голубые ели с западной и северной стороны по-прежнему радуют жителей; розарий, конфигурация которого несколько была изменена, уже засаживается цветами. К 14 историческим березам, посаженным основателями города, был добавлен новый круг берез - своеобразная омолаживающая посадка.
На небольшой площади между розарием и фонтаном возникли серебристые порталы - конструкции качелей; с восточной стороны возвели павильоны кафе с панорамным остеклением, откуда можно наблюдать цветение в розарии и биение фонтанных струй. Согласно одному из исторически проектов именно в этой части должен был располагаться объем музея.
Вместо скамеек без спинок появились модные шезлонги, где молодежь с удовольствием делает селфи, а для спокойных прогулок и медитации по периметру установлены лавки. Горожане осваивают обновленную фонтанную площадь, в которой появились игровые элементы в вид качелей.


Впервые статья была опубликована портале https://archi.ru/
В публикации использованы фотографии из фондов Пущинского музея экологии и краеведения, частных коллекций.
Поиск фотографий, сканирование - Александр Юсуфович Иванов, фотографы Е. С. Бугаенко, Н.В. Печников, В.И Власов, Р.Л. Трок
Публикуется с разрешения автора
Made on
Tilda