Главный дом
ОБ АРХИТЕКТУРЕ Главного дома читать
ИСТОЧНИК: "Паспорт объекта " , составлен Ф. Разумовским, 1982 г.
Усадебный дом поставлен по оси обширного парадного двора на краю береговой террасы Оки. Перед домом устроен эффектный террасный партер, спускающийся к берегу реки. Оформление партера монументальными подпорными стенками и лестницами составляет с парковым фасадом дома единую композицию.

Двухэтажный прямоугольный в плане усадебный дом выстроен из кирпича (28,0 х 14,0 х 7,0) и оштукатурен цементной штукатуркой. Южная половина дома имеет антресольный этаж, устроенный за счет разности высот помещений парковой (парадной) анфилады и помещений бытовой части, расположенный вдоль южного фасада.

Первый этаж с толстыми стенами и невысокими сводчатыми помещениями имел служебное назначение. Его планировка в целом повторяет классицистическую анфиладную планировку второго парадного этажа.

В ее основе - две параллельные анфилады, разделенные центральным корридором, перекрытым цилиндрическим сводом. В отличии от разнообразных по пропорциям и дифференцированных по форме помещений парадного этажа, служебный этаж распланирован на мало отличающиеся друг от друга по размерам сводчатые палаты. Своды служебных помещений первого этажа разнообразны по очертаниям и конструкции: цилиндрические (коридор), сомкнутые, коробовые и лотковые. Над всеми окнами устроены распалубки.

Под центральной частью дома устроен подвал, небольшой белокаменный - рейнский погреб,- представляющий собой сводчатую палату с белокаменной лестницей и центральный коридор.

Под позднейшей цементной штукатуркой сохранились многие детали классицистического декора конца ХVIII в.

В угловом юго-западном помещении первого этажа устроен вестибюль с парадной лестницей, в который с улицы ведет тамбур-крыльцо, пристроенное к южному фасаду. По парадной лестнице можно подняться в проходную комнату (прихожую) с тремя дверьми. Одна из них ведет на узкую лестницу в мезонин, другая - в небольшую комнату анфилады вдоль южного фасада (скорее всего буфетная), а третья - в парадный угловой зал (в настоящее время разгорожен позднейшими перегородками).

С зала начинается парадная анфилада, идущая вдоль паркового фасада. За залом следует большая гостиная красивых пропорций с двумя угловыми печами белого кафеля, далее узкая комната также с угловыми печами (одна печь разобрана) - вероятно диванная, за ней - комната неизвестного назначения - скорее всего парадная спальня, и, наконец, крохотный угловой кабинетик.

Анфиладу комнат, устроенную вдоль южного дворового фасада, составляют бытовые, вседневные помещения, которые меньше и ниже парадных, что подчеркивает ведущее значение последних в композиции интерьеров дома. Между двумя анфиладами расположен центральный коридор с лестницей в антресоли. Торцы коридора упираются с одной стороны - в зал, с другой - в служебную лестничную клетку, соединяющую первый и парадный этаж.

Парадный этаж частично сохранил отделку помещений в духе классицизма конца ХVIII в. Это штукатурные обрамления окон зала, двупольные двери, штукатурные тянутые карнизы, фриз с канелюрами и лепные розетки; деревянные оконные приборы кабинетика и бытовой части. Во всех помещениях второго этажа были печи: белого кафеля - в парадной части и изразцовые (белое поле, голубые цветы и кайма) - в бытовой части. Перила лестниц поддерживали деревянные резные балясины.

Полы в парадной анфиладе - паркетные в "ёлку", а в зале - наборные из шестигранников.

Помещения антресолей дублируют помещения бытовой части и центральный коридор второго этажа. Повторяются размеры и отделка комнат (оконные приборы, печи).

Центральный коридор антресолей освещен круглым окном в зал.

Кирпич, из которого сложены стены антресолей (26,0 х 6,5 х 12,0) меньше кирпича нижней части дома, что свидетельствует о масштабе и характере работ конца ХIХ - начала ХХ вв.

Цельность объема дома и плоскостной характер декоративного убранства придает зданию ощущение монотонности. Ритмическая разработка фасадов оконными проемами превалирует над пластическим оформлением гладких плоскостей стен.

Первый этаж дома на всех фасадах отделен от этажа парадного междуэтажным карнизом и обработан глубоким рустом. Окна первого этажа обведены узкими углубленными рамками и украшены подоконниками с подушками и сложными замками. Выше междуэтажного карниза стены дома гладко оштукатурены. Ампирный характер фасадам придают, помимо монолитности и статичности масс, типичные для этого стиля лепные украшения, помещенные на спокойной глади стен над окнами парадного этажа. Фасады пущинского дома украшают три типа лепных орнаментальных украшений: маски в полуциркульных оконных нишах южного фасада, композиции из факелов с лавровыми венками и женскими масками, а также из тройных медальонов с полосами пальметок по бокам. Особенно характерна для стиля ампир полоса рельефа на античный мифологический сюжет в центре паркового фасада.

Наряду с разработкой всех фасадов в едином художественном ключе, композиция и облик длинных фасадов различен. Южный, обращенный к парадному двору, фасад решен нейтрально; его центр слегка выделен плоской креповкой, завершенной ступенчатым аттиком. Балкон с ограждением из литых цементных балясин, помещавшийся также в центре фасада, не сохранился.

Парковый фасад в противоположность южному имеет более активную композиции. Центр парадного этажа обработан портиком попарно сдвоенных пилонов-пилястр, между которыми помещена широкая полоса рельефа. Почти вдоль всего паркового фасада был устроен балкон, опиравшийся вероятно на ныне утраченную аркаду первого этажа (штрабы от разобранных арок хорошо видны на фасаде).

Объем дома опоясывает гладкий фриз и мощный штукатурный карниз. Над портиком паркового фасада, где отсутствует карниз начала ХХ в. можно видеть белокаменный тонкопрофилированный карниз ХVIII в.- единственный сохранившийся элемент первоначального убранства фасадов усадебного дома.

Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника:
Яркий и выразительный образец усадебного строительства, сочетающий в своем облике классицистическую основу конца ХVIII в. с художественными приемами неоклассицизма начала ХХ в.

ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. ЦГВИА,ВУА. д. 19125
2. Памятники архитектуры Московской области. Каталог в 2 т. 2 М., 1975. стр. 353
3. Города Подмосковья. т. 3. М., 1981. стр. 436,437.






Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей нашей компании
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: hello@company.com
Телефон: +123 466 567 78
Соцсети: Facebook | Instagram | Youtube

© All Right Reserved. My company Inc.
e-mail us: hello@company.cc
Made on
Tilda