Парк усадьбы Пущино

Парковый ансамбль
Впервые парк в Пущине отмечен в примечаниях к Атласу Тульской губернии 1833 года.

Большие работы по перестройке всей усадьбы в неоклассицистическом духе были произведены в конце 19 -нач. ХХ ввека при новом владельце усадьбы чаеторговце Перлове. Облик парка значительно изменился в то время за счет рядовых посадок пирамидального тополя. Тогда же он приобрел существующий вид и террасный партер, первоначальный характер которого неизвестен.

Парк усадьбы Пущино разбит на крутом склоне высокого берега Оки, террасами спускающегося к воде. Парк занимает обширную территорию и простирается от верхней террасы (берегового плато) до самой реки. все постройки усадьбы, размещенные на верхней террасе, окружены парком, который полностью подчинен ее композиции. На продолжении главной оси усадьбы, проходящей через центр усадебного дома и парадный двор, расположен террасный партер, спускающийся от дома к Оке. Оформление партера монументальными подпорными стенками и лестницами составляет с парковым фасадом дома единую архитектурно-ландшафтную композицию, выдержанную в стиле ампир.

Партер включает несколько искусственных сооружений: две подпорные стенки (нижнюю и верхнюю), лестницу между ними и мостик. Верхняя подпорная стенка образует перед парковым фасадом ровную площадку, окруженную балюстрадой.

Балюстрада расчленена столбиками на отдельные ячейки, которые заполнены отлитыми в цементе балясинами, поддерживающими перила. по сторонам верхней подпорной стенки устроены две крутые лестницы. в самой подпорной стене устроены два полусферических углубления- грота с бассейнами. К бассейнам подведены водопроводные трубы.

Фасад гладко оштукатуренной, верхней подпорной стены строго симметричен. Основная тема его декоративного убранства - полуциркульные архивольты гротов и размещенные между ними рустованные лопатки. Перед стеной на приставленных к ней каменных тумбах установлены фигуры львов, сидящих на задних лапах.

Ниже верхней подпорной стены, по оси партера устроена центральная каменная лестница в 25 ступеней с каменными перилами. Лестница спускается на следующую террасу, образованную нижней подпорной стеной.

Края этой подпорной стены плавно закругляются и одновременно понижаются, превращаясь в парапеты - направляющие двух эффектных симметричных лестниц криволинейных очертаний.

Центральная часть нижней подпорной стены оформлена портиком из двух пилястр с характерным сильным энтазисом. Пилястры поддерживают архитрав с замком в центре и аттик. Почти вплотную к пилястрам примыкают рустованные пилоны, придающие композиции свойственную ампиру статичность и монолитность.

По обеим сторонам партера раскинулся парк. Необычный колорит и яркую индивидуальность парковому ансамблю Пущина придают симметричные рядовые посадки могучих пирамидальных тополей, подчеркивающие террасный характер рельефа. устремленные ввысь плотно прижатые к стволу кроны тополей по форме напоминают южные кипарисы. В этой символике можно усмотреть своеобразное выражение художественного замысла создателя усадебного ансамбля - отразить в его образе красоты древнего античного мира. Но так как Пущинский парк не создавали заново, а лишь перепланировали, то в его ансамбль включены и старые насаждения, в основном липы и ивы, которые создали необходимый фон - зеленую массу, с которой контрастируют высокие деревья тополя.

По сторонам партера на террасах устроена система копаных каскадных прудов прямоугольной вытянутой по рельефу формы: справа - два, расположенных друг над другом пруда; слева - один большой, равный по площади двум другим. Нижние правый и левый пруды соединены каналом, пересекающим партер.

В нижней периферийной части парка преобладает пейзажный романтический стиль. Здесь встречаются большие группы кустарника боскеты и одиночные деревья. Особенно эффектный экземпляр представлен на подсыпанном холме в створе партера.

Система открытых (специальные площадки) и закрытых (берега пруда, боскет) пространств в этой части парка, вобравшая в себя также и замечательные ландшафты Оки отличается выразительностью и подлинным богатством.
Photo credits: Евгения Комарова
Made on
Tilda