ДК Протон в Протвино

"Это был рубежный этап нашего дальнейшего развития"

Интервью с Элеонорой Александровной Жареновой


Екатерина Кохташвили, Мария Трошина
В городе Протвино есть ДК "Протон" - центр городского притяжения. В связи с началом ремонта здания неравнодушные жители встали на его защиту. Идентичность города, который создавался, как и многие другие наукограды СССР, в 1960-ые годы, связана с советским модернизмом.
ДК "Протон" до последнего времени являлся одним из целостных примеров этого направления: в нем сохранялись как интерьеры, так и объемно-планировочная структура здания. Сегодня, когда в нем полным ходом идет так называемый ремонт, интерьеры с уникальными элементами убранства - люстрами, отделочными панелями, текстилем - фактически утрачены.
Данная публикация была подготовлена в связи с подачей заявки о постановке на охрану объекта мозаичных панно на фасадах в ДК "Протон" в ГУКН Московской области.
Справка : ДК Протон строился по типовому проекту 264-12-73, разработанному в 1959 году Проектным институтом №5. Двухэтажный объем здания рассчитан на 580 мест (460 - основной зал, 120 - малый).
Стройку в Протвино курировали главный архитектор города Дмитрий Михайлович Корин, главный инженер Александр Петрович Игнашин и начальник отделочного участка СУ-3 Наиль Габдрахманович Гафаров.
Особую ценность в ДК "Протон" представляют мозаики на двух фасадах здания, выполненные двумя выдающимися монументалистами - супружеской парой - Элеонорой Жареновой и Владимиром Васильцовым.
Мозаика была создана в 1967 году одновременно со зданием, открытие которого было приурочено к юбилею 50 лет Советской Власти.
Мы поговорили с Элеонорой Александровной, которая рассказала нам о создании мозаики, а также поделилась своей болью, связанной с другими работами.

Справка: Элеанора Александровна Жаренова и Владимир Константинович Васильцов закончили Московский Государственный Художественный Институт имени В.И.Сурикова при Академии Художеств по мастерской А.А.Дейнеки (1954-60 г.г.) ,с 1961 года члены Союза Художников СССР

Элеонора Александровна Жаренова
Элеонора Александровна, как вы получили этот заказ?

Элеонора Жаренова (далее Э.Ж.): "В Суриковке мы учились у Александра Александровича Дейнеки. Надо сказать, что он был не только нашим учителем и наставником, у нас были очень теплые отношения с ним, почти дружеские.
После окончания института мы начали активно работать, и к 1967 г. у нас было исполнено несколько монументальных работ. Некоторые из них были опубликованы.
Интересно, что в то время все заказы художники получали через художественные комбинаты, к которым они были прикреплены. И в один день на комбинат пришел заказ на наше имя: тогдашний главный архитектор города Протвино, Дмитрий Михайлович Корин обратился с личным письмом на комбинат - это было именное приглашение на нас, которое отменяло проведение конкурса и не попадало под рассмотрение в комиссию по распределению. Как потом выяснилось, Дмитрий Михайлович нашел нас - будущих авторов мозаичного панно, через Союз художников по публикациям в журнале "Декоративное Искусство", и таким образом мы стали членами авторского содружества (коллектива) ДК "Протон".
Само здание к тому моменту было почти достроено, и нам предстояло придумать для него монументальную декорацию."


фото smitanka.ru
Расскажите о замысле мозаики.

Э.Ж.: "Изначально мы разработали два предложения по оформлению фасадов, так как не знали ничего о предпочтениях заказчика. Первое было целиком посвящено изучению космоса, а второй вариант был более общенаучным и человеческим. Когда мы приехали в город, мы сразу направились к директору Циклотрона, чтобы показать их, но он сказал, что это не его тема, и дал нам в помощь физика по фамилии Полетаев (Сергей), нашего ровесника. Посмотрев на эскизы, молодой ученый не стал обсуждать их. Он стал говорить об искусстве. Мы очень удивились тому, что он хоть и физик, но очень хорошо разбирается в искусстве: он даже упомянул в разговоре Жоана Миро, которого в то время не каждый художник знал. И он остановился на втором варианте, который и был исполнен."
Фото Константин Антипин
«От простого к сложному»

Э.Ж.: "Первая мозаика, более обширная, площадью 124 кв.м., занимающая торец фасада, выходящего на площадь, называется «От простого к сложному», вторая - 43 кв.м., расположена рядом с входной группой имеет название «Энергия и космос».
Композиция "От простого к сложному" разбита на несколько элементов, посвященных различным наукам. Генетика, к примеру, продемонстрирована через изображения ростка гороха и более сложного растения желтого цветка, в который этот горох эволюционировал.
Физика представлена композицией, изображающей развитие от атома до космоса; Искусство от простой формы шара до Венеры Милосской. Тонкие линии соединяют эти первоэлементы с развитыми формами, которые человечество создало или изучило в процессе своего существования."


Фото Константин Антипин
Справка:
Панно «От простого к сложному»
Слева сверху изображена схема отражения и преломления света; рядом - большое объёмное изображение молекулы; наверху изображение шара и куба к Венере Милосской; почти в центре - линия красоты Хогарта (шведского художника-теоретика); в верхнем правом углу — солнце с протуберанцами (вспышками), которые идут к планете Земля и отражаются тенью в пространстве, а вокруг солнца обозначена схема пяти планет.
Ниже - росток гороха, изучение которого вошло в науку генетики; зелёный росток — символ жизни на земле; внизу в центре - схема жизни амёбы. Все изображения соединены красно-розовыми линиями, которые выражают энергию познания.



Панно «Энергия».
Панно представляет собой схему расщепления атома, энергия от которого трансформируется в другие энергии, вплоть до электрической.
Розоватый тёплый цвет фона продиктован расположением торцов на солнечной стороне и его тёплым отражением на предметах изображений.

Художники оценили объем работ, и приступили к работе самостоятельно, без привлечения коллег.

Э.Ж.: "Нам выделили однокомнатную квартиру в Протвино, в которой мы прожили три месяца - с мая по сентябрь.
Сначала были выполнены все изобразительные элементы панно, штукатурный цветной слой должен был наносится позже. Когда дело дошло до этого этапа, мы для разработки этого слоя позвали из КМДИ мастера - штукатура Виктора Щеброва. Нами была задумана «бархатная» поверхность (в технике сграффито) для фактуры. Начальник отделочного участка предложил изменить наполнитель штукатурного состава, в него добавили доступный на складе «Марблит»— мелкие блестящие камешки разных цветов горной породы толщиной до 10 мм. Именно они как искорки зажигаются на общем теплом розовом фоне. Сама мозаика выполнена из смальты, которую укладывали по свежей штукатурке."
Фото: Яндекс панорама
Процесс реализации занял 3 летних месяца и был закончен к первым числам сентября 1967 года.

Э.Ж.: "В самом конце работы, это был уже конец лета, когда мы уже доделывали композицию под самой крышей и сидели на самом верхнем ряду лесов, произошла следующая история. Неожиданно на площади появилось множество черных машин представительского класса, откуда вышли солидные мужчины в черных пиджаках и начали бурное обсуждение мозаики. Мы почти не различали голоса с лесов. Несколько минут перед членами выступало по очереди 2 человека. Первый был очень эмоционален и похоже был рассержен, махал руками, а второй, небольшого роста с южной внешностью, говорил спокойно и коротко, и когда его выслушали, все вернулись в машины и разъехались. Было понятно, что разговор был про нашу работу и мы испугались, что работу не примут.
Но чуть позже пришел физик Полетаев, наш ангел-хранитель. Он сказал: "Вы не волнуйтесь, мы вам все подписываем, все утверждаем, мы вашей работой довольны, мы вас очень благодарим, мы счастливы, что у нас в Протвино появилась такая замечательная монументальная декоративная работа." Оказалось, что против был какой-то начальник главка, который аргументировал, что вскоре в Протвино приедут французские ученые и они не поймут работу.
А вторым выступающим оказался уважаемый физик и астроном Виктор Амазаспович Амбарцумян, который сказал, что может быть как раз для молодого города и его молодых ученых такая работа и нужна. И после его слов директор Циклотрона все подписал, не советуясь с начальством, и мы спокойно уехали домой."
"Мы очень тепло относились к нашей работе в Протвино. Она стала неким рубежом на пути к нашему дальнейшему развитию. Нам повезло: с заказчиками - учеными получалось авторское содружество, и эта работа стала плодотворного началом сотрудничества с Академией наук"
Элеонора Жаренова
фото yavarda.ru
"Лента Мебиуса" и другие дети
С наукой была связана и следующая работа авторского коллектива Жаренова- Васильцов.

Э.Ж.: "После Протвино нас позвали делать в Калугу большое панно для института электронной техники. Эти две работы - одна символизировала «Космос», а другая «Математику» - выполнены в технике горельефа с элементами римской мозаики ВНИИ МЭТ (г. Калуга, ул Гагарина, д.1, 1971г.). Работы для Академии Наук были программными и получались хорошо за счет обоюдного доверия."
На сегодняшний день эти панно сильно обветшали. Здание бывшего института после пожара 2010 года, при котором оно полностью выгорело, переделали в торговый комплекс, фасад обшили керамогранитной плиткой. По счастью, горельефы практически не пострадали, однако композиция без должного ухода выглядят плачевно.
Сегодня, когда Элеоноре Александровне исполнилось 86 лет (ее супруг и соавтор Владимир Константинович Васильцов умер в 2008 году), она с тревогой наблюдает за судьбой, счастливой и не очень, своих работ, о некоторых из которых она нам рассказала.
Так, по ее словам удачно сложилась судьба произведения, заказ на которое также, как в Калуге и Протвино, поступил от Академии Наук СССР.
Речь идет о «Ленте Мебиуса» - горельефе с элементами римской мозаики, украшающем центральный фасад ЦЭМИ АН СССР (1975г.) в Москве на Нахимовском Проспекте.



Справка:

Приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 14 декабря 2018 г. № 1074 Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Рельеф-эмблема на фасаде Центрального экономико-математического института,
худ. Васильцев В.К., Жаренова Э.А. Бетон с мозаикой, 1975 г.", расположенного по адресу: г. Москва, Нахимовский просп., д. 47. барельеф был поставлен на охрану.

Этот проект был выполнен с участием архитектора Леонида Николаевича Павлова. Он лично обратился в комбинат с заказом для Э.Жареновой и В. Васильцова.
По задумке архитектора на фасаде здания должен был быть просто квадрат со сторонами 12,8 м – одна миллионная часть диаметра земли (этой цифре, как модулю подчинена и вся постройка в целом).
Плоскую бетонную плиту в 169 м2 художники предложили превратить в ленту Мебиуса, выполнив композицию в объеме. Работа украшена яркими пятнами и математическими формулами, что очень эффектно смотрится на графически расчерченном плоском и монотонном фасаде с повторяющимся рисунком окон.
"Такие произведения (монументального искусства - прим.ред.) нужно обслуживать как полноценный памятник. Мыть, реставрировать утраты.
Сегодня, когда я уже не могу легко подняться на леса, я могу проконсультировать по телефону по-любому вопросу, связанному с моими работами."
Элеонора Александровна Жаренова
фото yavarda.ru
Элеонора Александровна рассказала и об участи нескольких других монументальных произведений, созданных в период Советской власти.

Магазин "Самоцветы" на Арбате
В начале 1970-х художниками были выполнены 12 крупноразмерных витражей, вывески и козырек (чуть позже) в технике металлического рельефа над входом для магазина «Самоцветы», расположенного на ул. Старый Арбат д. 35 (этот дом многие знают как Центральный Дом Актера). Многие помнят эти выразительные витрины на старомосковской улочке.

с сайта fishki.net


Справка:
Фирменный магазин «Самоцветы» был создан в системе Минприбора СССР по постановлению Совета Министров CCCP 20 июня 1972 г. и открыт в исторической части Москвы на Старом Арбате. Магазин «Самоцветы» внес свое весомое дополнение в стилистику здания: его витражи стали "визитной карточкой" здания, поскольку удивительно дополнили его архитектуру.

с сайта http://www.sapsan.ru/
В 2018 году собственник, который хотел сдать помещение под ресторан одному ресторатору, обратился к автору по поводу демонтажа двух витражей.

Э.Ж.: "Мы исполнили 12 витражей, каждый высотой 6 метров на тему истории ювелирного искусства. Тогда их удалось отстоять через обращение в ГлавАПУ.
В 2019 году все витражи были демонтированы. Мне непонятно на каком основании это было сделано. В свое время они были созданы на государственные деньги. Я, как налогоплательщик, хочу знать, по какому праву такое происходит".
Сегодня магазин «Самоцветы» прекратил свое существование, и его место занял ритейл, торгующий нижним бельем и кроссовками, которые теперь красуются в витринах.
Несмотря на то, что здание имеет охранный статус, витражи по понятным причинам (в силу своего возраста) не были включены в предмет охраны.

В семье Васильцовых - Жареновых художником стала и их дочь Анастасия. Ее работам также не удалось избежать судьбы многих монументальных фасадных панно советского времени.
Панно "Алфавит" на здании Института русского языка им. Пушкина



Справка:

Анастасия Васильцова закончила МВПХУ им. Строганова, мастерская Иорданского. Художник- монументалист. Заслуженный художник России. Имеет гос. награду - "Медаль при ордене заслуги перед отечеством второй степени". Так же имеет золотую медаль Российской Академии Художеств.
Анастасия Васильцова - автор трех мозаик на фасаде здания Института Русского Языка им. Пушкина в Москве, выполненных в 1989 году. Несмотря на то, что мозаики были выполнены уже в позднесоветское время, они сохраняют черты и особенности лучших произведений советских монументалистов. Вернее, сохраняли. В год пятидесятилетия, 4 года назад, Институт
праздновал свой юбилей и даже выпустил марку с изображением своего здания, тут же начав капитальный ремонт его фасадов, в ходе которого мозаики общей площадью 341.8 м2 были утрачены - сбиты или зашиты металлическим фасадным листом.
"Непонятно, кто дал такое распоряжение и по какому праву. Как можно произведение искусства просто взять и уничтожить? Это - настоящий вандализм."
Элеонора Жаренова
художник-монументалист
Эти слова Элеоноры Александровны затрагивают более глобальную проблему сохранения советского художественного и архитектурного наследия, которое Пущинское отделение ВООПИиК считает таким же ценным, как и наследие предшествующих эпох.
Одной из тем, которую разрабатывают члены Пущинского отделения общества охраны памятников, является проблема сохранения наследия наукоградов - городов, возникших в середине 20 века и идентичность которых напрямую связана с эпохой и эстетикой советского модернизма.


Благодарим за помощь в подготовке публикации:
Константина Антипина
Анну Петрову
внучку художников Варвару Москвитину


При подготовке к публикации была использована следующая литература:
1. Журналы "Декоративное искусство" издательство Союза Художников СССР, России с 1967 до 1990 г.
2. Монография "Никита Воронов, Элеонора Жаренова, Владимир Васильцов" 1993 г. Санкт-Петербург издательство "Художник России".
3. Элеонора Жаренова. "Из далека к настоящему" 2010 г. Москва.
В этом издании есть библиография всех напечатанных изданий с работами Э. Жареновой и В. Васильцова.
4. Элеонора Жаренова. "Стенопись" 2015 г., Москва.



Made on
Tilda