Наконец настало утро нашего предстояния перед элитой Советской науки. Один из ее персонажей со своими размышлениями и загадочными вопросами о том, где начинается и заканчивается жизнь, подвигнул меня нарисовать зыбкость вечного перевоплощения - метаморфозы.
В зале на жиденьких стульях казенной нищеты сидели мировые светила: академик Энгельгард, академик Франк, сам директор биологического центра член-корреспондент Константин Скрябин и ещё человека четыре или пять с мировыми именами. Они уже ждали нас. Мы быстро развернули нашу экспозицию.
Первым об объёме по материалам предстоящей работы стал говорить я, но меня перебил один из членов Совета с вопросом: "А что это такое?" - "человек-светило" смотрел на мой эскиз росписи банкетного зала. Не успел я начать свой рассказ о вечно изменчивом мире, снова громкое: "Когда нам говорят: что это такое, товарищи? - нам это не нравится. Так что давайте не будем задавать молодому человеку вопросы," - это был Франк. Он продолжил: "По поводу того, что это такое, я Вам расскажу одну побасенку. Когда я был в Париже, мсье Пикассо пригласил меня в кафе попить кофе. Мы были втроём - с нами была его натурщица. И вот она наклоняется ко мне и в ухо говорит: "Мсье Франк, Вы видели последнюю работу Пикассо, ту, что на фасаде нового здания ЮНЕСКО?" Я говорю ей: "Да, видел. Но не понял, что это такое". Она прижимается к уху и шепчет: "Это моя задница". Как мне говорили, у молодого человека есть диплом о высшем образовании". Я вклиниваюсь репликой: "Да, получил диплом".
Академик: "Пусть делает, что хочет и что может".
Это был мат. Дальнейшая игра в умников для всех было упразднена.
Про Франка рассказывали многое и восторженно: про то, что он знает множество языков и на них свободно общается, что он одарен абсолютной памятью, о его авторитете ученого и о его значении в мировой науке. Бравурный рассказ знаменитости о светиле мировой культуры и его резюме стали сразу поручением для нас немедленно начать исполнять работы в материале. Анатолий уехал дорабатывать свой дипломный проект, но после защиты он приехал и уже навсегда остался в этом городе. Я оговаривал с приглашающей стороной о том, что и ему дадут квартиру и достойную. О таком варианте нашего трудоустройства с гарантией жилплощади я заранее договорился с работодателями. Так было бы правильно. Ибо в городке не было художников и архитекторов. Молодые учёные проводили время в посиделках у тех, у кого была квартира, на кухне. Мы несколько раз были приглашены на такие вечеринки на пять-шесть человек. Там велись осторожные разговоры, иногда с употреблением разведенного спирта, настоянного на кожуре цитрусовых, чудесным образом перетекающего из лабораторий в кухонный графинчик...
... А роспись удалась, загадочная по содержанию и формальной композиции, роскошная по цвету. Выполнено панно чистыми цветами масляными красками с добавлением воска, в так называемой технологии холодной энкаустики. И зал - столы под скатертью; простые, но хорошие стулья - наполнился состоянием драгоценного пространства.