АРХИТЕКТУРА
История усадебного комплекса насчитывает более 400 лет. Первые упоминания о землевладении относятся к 16 веку.
Доподлинно известно , что в конце 18 века в усадьбе уже стоял главный дом и служебные корпуса.

200 лет

со времени первого документированного свидетельства
6 строений

дошли до нашего времени
13 гектаров

площадь, занимаемая усадьбой с парком
5 прудов

образовывали каскад, являющийся одной из особенностей усадьбы

Впервые парк в Пущине отмечен в примечаниях к Атласу Тульской губернии 1833 года.

Большие работы по перестройке всей усадьбы в неоклассицистическом духе были произведены в конце 19-нач20 вак при новом владелце усадбы чаеторговце Перлове. Облик парка значительно изменился в то время за счет рядовых посадок пирамидального тополя. Тогда же он приобрел существующий вид и террасный партер, первоначальный характер которого неизвестен.


Парк усадьбы Пущино разбит на крутом склоне высокого берега Оки, террасами спускающегося к воде. парк занимает обширную территорию и простирается от верхней террасы (берегового плато) до самой реки. все постройки усадьбы , размещенные на верхней террасе, окружены парком, который полностью подчинен ее композиции. На продолжении главной оси усадьбы, проходящей через центр усадебного дома и парадный двор, расположен террасный партер, спускающийся от дома к Оке. оформление партера монументальными подпорными стенками и лестницами составляет с парковым фасадом дома единую архитектурно-ландшафтную композицию, выдержанную в стиле ампир.

Партер включает несколько искусственных сооружений: две подпорные стенки (нижнюю и верхнюю), лестницу между ними и мостик. Верхняя подпорная стенка образует перед парковым фасадом ровную площадку, окруженную балюстрадой.

Балюстрада расчленена столбиками на отдельные ячейки, которые заполнены отлитыми в цементе балясинами, поддерживающими перила. по сторонам верхней подпорной стенки устроены две крутые лестницы. в самой подпорной стене устроены два полусферических углубления- грота с бассейнами. К бассейнам подведены водопроводные трубы.

Фасад гладко оштукатуренной, верхней подпорной стены строго симметричен. Основная тема его декоративного убранства - полуциркульные архивольты гротов и размещенные между ними рустованные лопатки. Перед стеной на приставленных к ней каменных тумбах установлены фигуры львов, сидящих на задних лапах.

Ниже верхней подпорной стены, по оси партера устроена центральная каменная лестница в 25 ступеней с каменными перилами. Лестница спускается на следующую террасу, образованную нижней подпорной стеной.

Края этой подпорной стены плавно закругляются и одновременно понижаются, превращаясь в парапеты - направляющие двух эффектных симметричных лестниц криволинейных очертаний.

Центральная часть нижней подпорной стены оформлена портиком из двух пилястр с характерным сильным энтазисом. Пилястры поддерживают архитрав с замком в центре и аттик. Почти вплотную к пилястрам примыкают рустованные пилоны, придающие композиции свойственную ампиру статичность и монолитность.

По обеим сторонам партера раскинулся парк. Необычный колорит и яркую индивидуальность парковому ансамблю Пущина придают симметричные рядовые посадки могучих пирамидальных тополей, подчеркивающие террасный характер рельефа. устремленные ввысь плотно прижатые к стволу кроны тополей по форме напоминают южные кипарисы. В этой символике можно усмотреть своеобразное выражение художественного замысла создателя усадебного ансамбля - отразит в его образе красоты древнего античного мира. Но так как Пущинский парк не создавался заново, а лишь перепланировали, то в его ансамбль включены и старые насаждения, в основном липы и ивы, которые создали необходимый фон - зеленую массу, с которой контрастируют высокие деревья тополя.

По сторонам партера на террасах устроена система копаных каскадных прудов прямоугольной вытянутой по рельефу формы: справа - два, расположенных друг над другом пруда; слева - один большой, равный по площади двум другим. Нижние правый и левый пруды соединены каналом, пересекающим партер.

В нижней периферийной части парка преобладает пейзажный романтический стиль. Здесь встречаются большие группы кустарника боскеты и одиночные деревья. Особенно эффектный экземпляр представлен на подсыпанном холме в створе партера.

Система открытых (специальные площадки) и закрытых (берега пруда, боскет) пространств в этой части парка, вобравшая в себя также и замечательные ландшафты Оки отличается выразительностью и подлинным богатством.



Made on
Tilda